Информационные технологии в образовании в начальной школе. Информационные технологии в начальной школе

Информационные технологии в начальной школе

Байлукова Наталья Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 111 г. Минеральные Воды

Школьное обучение традиционно ставило своей основной целью вооружить учащегося определенной суммой знаний, умений и навыков. Но в настоящее время основная задача школы заключается не столько в том, чтобы обогатить школьников знаниями, сколько научить их самостоятельно добывать знания, научить учиться. Умение учиться особенно важно в современном мире в силу того, что во всех сферах профессиональной деятельности изменения происходят достаточно быстро, и человеку, чтобы быть востребованным в его сфере деятельности, необходимо учиться, повышать квалификацию в течение всей своей жизни. То есть можно говорить о том, что современная жизнь требует от человека хорошо развитых познавательных способностей (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). Огромная роль в достижении этой цели отводится начальной школе, так как именно в этот период происходит интенсивное развитие умственных способностей учащихся. Педагогическая практика показывает, что для выполнения поставленной задачи, а также усвоения учащимися начальной школы «новой грамотности» эффективно применение информационных технологий.
Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический и поисковый характер, а также решает проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.

Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Каковы же преимущества использования информационных технологий

на уроках в начальных классах?

Позволяют представить учебный материал более доступно и понятно.

Способствуют реализации развивающего обучения, проблемно-диалогического подхода, позволяют организовать на уроке исследовательскую деятельность.

Позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении.

Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.

Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения.

На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint.

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.

В начальной школе используются информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др.

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:

    усилить образовательные эффекты;

    повысить качество усвоения материала;

    построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;

    осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

    организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.

Можно выделить следующие аспекты использования современных информационных технологий в начальной школе:

1) компьютер как объект изучения;

2) компьютер как средство обучения;

3) компьютер как инструмент.

Первый аспект – компьютер как объект изучения.

Многие изменения, происходящие сегодня в российском обществе, привели к пересмотру не только форм, но и содержания современного школьного образования. Эти изменения обусловлены увеличением потока информации, с которой связана деятельность любого человека.

Психологическая готовность ребёнка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе, что предполагает овладение компьютерной грамотностью. Не менее важно формировать у учащегося навыки алгоритмического мышления и умения логически мыслить.

Поэтому возникла необходимость в переносе изучения пропедевтического курса информатики из средних классов школы в начальные, так как наиболее интенсивное развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте, при этом внимание становится произвольным, происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, восприятие принимает анализирующий и дифференцирующий характер, совершенствуется память.

С каждым годом растёт количество школьников, имеющих свой персональный компьютер, а распространённость компьютеров в мире настолько велика, что умение использовать их в повседневной деятельности формирует новый стиль жизни и становится элементом общей культуры человека.

У учащихся начальных классов наблюдается большой интерес к компьютерным играм, а, следовательно, и мотивация к изучению информатики.

Внедрение информационных технологий в учебный процесс и объединение их с традиционными методами преподавания ставит школьников перед необходимостью быть готовыми к меняющимся формам обучения, к восприятию усовершенствованного содержания предметов, к самостоятельному поиску межпредметных связей.

Основная цель использования ИТ в начальной школе это пропедевтика информатики, то есть усвоение учащимися основных понятий информатики, приобретение основных навыков работы с компьютером.

Преподавание курса информатики для начальной школы в МБОУ СОШ № 111 ведётся по учебно-методическому комплекту (2-4 классы) Н.В.Матвеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой. Для каждого класса предлагаются: учебник, рабочие тетради, контрольные работы, методическое пособие для учителя. Также в состав УМК входит электронное пособие на CD-ROM, обеспечивающее освоение учащимися основных навыков работы на компьютере, и комплект плакатов. Данная программа обучения информатике рассчитана на обязательное использование компьютера на уроках в качестве электронной доски при объяснениях, при организации обучающих игр и эстафет.

Уроки информатики строятся следующим образом:

1 этап: Введение в урок – разминка в виде эвристической беседы или пробного тестирования по теме (3-5-7 минут)

2 этап: Работа с теоретическим материалом с использованием электронной презентации к уроку и с использованием соответствующего текста из учебника по теме (10-12 минут)

3 этап: Работа в рабочей тетради, освоение запланированных действий с информацией с фиксацией результата на бумажном носителе (5-10 минут)

4 этап: обсуждение домашнего задания.

5 этап: подготовка к проведению компьютерного практикума

6 этап: Работа с цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) по закреплению и развитию полученных теоретических представлений по теме и получение опыта работы на компьютере – получение и закрепление практических навыков работы на компьютере (10-15 минут).

7 этап: Подведение итогов по пройденной теме (3-5 минут)

Принципы построения заданий.

В процессе выполнения компьютерных заданий происходит не только получение и закрепление знаний, но формируются навыки работы на компьютере и непроизвольное формирование отношения к компьютеру не как к объекту изучения, а как к современному инструменту для работы с информацией и как источнику знаний, источнику информации.

Получение навыков выполнения необходимых операций (щелкнуть, перетащить и пр.) происходит в процессе выполнения содержательных заданий, то есть ненавязчиво, косвенно, так как все внимание ребенка поглощено работой со смыслом, содержанием задания. Ученикам очень нравятся подобные задания. Младшим школьникам кажется, что на уроках информатики, выполняя интересные задания вместе со сказочными героями, они просто играют, соревнуются, поэтому дети не боятся ошибаться, не стесняются говорить, видят доступную образовательную перспективу.

Второй аспект – компьютер как средство обучения, т.е. своеобразный “учитель”. В таком качестве компьютер используется как в курсе “Информатика” так и при изучении других учебных дисциплин (тренажеры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т.п.).

В процессе работы с такими программными средствами учащиеся, с одной стороны, отрабатывают основные пользовательские навыки (чтение с экрана, работа с клавиатурой, мышью) и навыки самостоятельной работы, а с другой - повышают качество знаний по важнейшим школьным дисциплинам.

У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника эмоциональное отношение. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиауроков (используется компьютер и мультимедийный проектор для демонстрации компьютерных презентаций PowerPoint). Можно отметить методические возможности и преимущества медиаурока:

    повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности; появление возможности моделировать объекты и явления;

    повышение мотивации к учению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;

    развитие наглядно-образного мышления.

Уроки с применением ИКТ строятся с учетом здоровьесберегающих технологий. В начальной школе для укрепления здоровья учащихся на уроках проводятся упражнения на мышечно-телесную и зрительную координацию, смена динамических поз, двигательные паузы, чередование различных видов деятельности, учитывается мера нагрузки на учащихся.

Третий аспект - компьютер как инструмент , позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту, или иную предметную область и сделать тем самым обучение процессом более творческим.

    Использование проектного метода обучения в урочной и во внеурочной деятельности.

    Организация дополнительного образования учащихся (участие в различных дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах).

    Использование ИКТ для создания методических и дидактических материалов, необходимых для организации процесса обучения.

Участие в дистанционных мероприятиях

Учащиеся начальных классов нашей школы уже не первый год принимают активное участие в различных дистанционных мероприятиях, есть победители и призёры:

    Международный математический конкурс «Кенгуру - математика для всех», /

    Международный конкурс «Русский Медвежонок - языкознание для всех», /

    Всероссийская дистанционная игра-конкурс по информатике «Инфознайка»,

    Всероссийский конкурс по естествознанию «Человек и природа» (ЧИП),

    Международный дистанционный проект Эрудит-Марафон Учащихся «ЭМУ»,

    Всероссийская игра-конкурс «Спасатели» по основам безопасности жизнедеятельности,/

    Всероссийский дистанционный конкурс по информатике «Найди свой ответ в WWW», /

    Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»,

    Всероссийские дистанционные конкурсы и олимпиады Центра Творческих Инициатив «Snail», /

    Всероссийские дистанционные конкурсы и викторины ЦДМ «Фактор Роста», /

    Всероссийский дистанционный конкурс «КИО» (Конструируй. Исследуй. Оптимизируй), /kio/

    Всероссийские конкурсы детского творчества. Система добровольной Сертификации Информационных Технологий «ССИТ»,

    Эвристическая олимпиада младших школьников «Совёнок-2011»
    /

    Краевая многопредметная дистанционная олимпиада школьников «Интеллект», /

Новые информационные технологии в образовании в сочетании с традиционными методами обучения и воспитания повышают качество обучения, способствуя развитию ребенка как творческой личности.

Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.

Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов - презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике.

Уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

Используя возможности ИКТ, учитель лишь определенным образом трансформирует структуру процесса обучения, организует учебный процесс, оптимизируя самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, повышая эффективность обучения. При этом применять средства ИКТ целесообразно только в комплексе с другими средствами обучения, не отрицая, а дополняя их.

Необходимо также соблюдать и необходимые нормы – работа с компьютером для учащихся начальной школы не более 15 минут в течение урока.

С применением электронных материалов на уроках можно решить

следующие проблемы:

    Недостаток наглядного материала в учебнике. А, исходя из того, что у младших школьников преобладает наглядно-образное мышление, электронные материалы помогают богато иллюстрировать изучаемую тему и повышают эффективность урока.

    Компьютерные презентации вызывают устойчивый интерес к изучаемому материалу, активизируется познавательная деятельность учащихся, повышается качество знаний. Решается задача формирования познавательного интереса у младших школьников при изучении ими разных учебных предметов.

    С помощью ИКТ урок проводится на более высоком эстетическом уровне (вставка видеофрагментов, использование эффектов анимации, музыка).

    Презентации сопровождены дополнительными материалами в электронном виде, которые можно распечатать и применять для работы, как на уроке, так и дома.

    ИКТ позволяют более рационально организовать учебный процесс. Ускорение темпа урока на 10-15 %.

    Повышается умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира.

    С использованием ИКТ становятся ненужными самодельные средства наглядности учителя, книги с иллюстрациями, передаваемые по рядам, запись на доске, которую невозможно сохранить надолго.

    Удобство использования материалов, благодаря гиперссылкам.

Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. В основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Вспомним, что французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». А поможет нам в этом применение информационных технологий.

Документ

Батырмурзаева» Особенности использования современных информационных технологий в работе учителя начальных классов Качество, эффективность и... современного общества. Внедрение информационных технологий в начальную школу дает возможность учите лю...

  • Задачи: Повышение качества обучения: организовать методическое сопровождение введения фгос второго поколения в 1 классах оу; активно использовать современные педагогические и информационные технологии

    Документ

    ИГПИ 1987 21 лет «Использование информационных технологий в начальной школе » 12 Корявченкова Надежда Николаевна Средне... п. Голышман 1978 34 г. «Использование информационных технологий на уроках в начальной школе » Заседания МО Планируемая работа...

  • Рабочая программа по технологии (умк: «Начальная школа 21 века»)

    Рабочая программа

    Характеристика учебного предмета Учебный предмет «Технология » в начальной школе обладает мощным развивающим потенциалом. Благодаря... людям и результатам их труда; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил...

  • Итак, прекрасная пора детства! Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

    Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

    • - игровая деятельность;
    • - создание положительных эмоциональных ситуаций;
    • - работа в парах;
    • - проблемное обучение.

    В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер. За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

    Применение новых и новейших информационных средств, приводит к появлению в педагогике новых понятий.

    Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью и при посредстве средств ИКТ.

    Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии, с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.

    Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

    1. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.

    Использование ИКТ на уроке позволяет в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

    • 1) Принцип равенства позиций;
    • 2) Принцип доверительности;
    • 3) Принцип обратной связи;
    • 4) Принцип занятия исследовательской позиции.

    Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.

    • 2. Использование ИКТ позволяет проводить уроки:
      • - на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);
      • - обеспечивает наглядность;
      • - привлекает большое количество дидактического материала;
      • - повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
      • - обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя уровневые задания).
    • 3. Применение ИКТ:
      • - расширяет возможность самостоятельной деятельности;
      • - формирует навык исследовательской деятельности;
      • - обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
      • - способствует повышению качества образования.

    Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.

    Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

    Применение на уроках ИКТ способствует так же:

    • - сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;
    • - сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;
    • - обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

    Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.

    • 4. Основной целью применения ИКТ является:
      • - развитие мышления;
      • - формирование приемов мыслительной деятельности.

    Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого использую различные методы и приемы. Учителем используются развивающие методы и приемы:

    • 1) метод анализа;
    • 2) метод сравнения;
    • 3) метод обобщения;
    • 4) метод классификации;
    • 5) формулировка понятий;
    • 6) внутренний план действий.
    • 5. При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:
    • 1) мультимедийные курсы;
    • 2) презентации к урокам;
    • 3) логические игры;
    • 4) тестовые оболочки;
    • 5) ресурсы Интернет;
    • 6) электронные энциклопедии.

    При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровье сберегающих технологий.

    Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.

    • 6. Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью, с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:
      • - повышает качество знаний;
      • - продвигает ребенка в общем развитии;
      • - помогает преодолеть трудности;
      • - вносит радость в жизнь ребенка;
      • - позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития;
      • - создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

    Использование мультимедийных презентаций на уроках в начальной школе сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

    Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.

    • 7. Учителю, работающему с применением ИКТ, необходимо:
    • 1) Владеть основами работы на компьютере;
    • 2) Иметь навыки работы с мультимедийными программами;
    • 3) Владеть основами работы в Интернет.
    • 8. При подготовке к уроку мы должны соблюдать этапы.

    Этапы подготовки к уроку:

    • - диагностика;
    • - прогнозирование;
    • - планирование.

    Диагностика:

    • - характер учебного материала;
    • - структура урока;
    • - временные затраты в учебном процессе;
    • - возможности, интересы и способности учащихся и т. д.

    Прогнозирование:

    Планирование:

    • - создание методической структуры урока;
    • - выбор оптимального для проведения урока форм организации учебной деятельности учащихся, средств обучении и т. д.

    Использование ИКТ на различных этапах урока:

    • - подготовка учащихся к усвоению новых знаний;
    • - усвоение новых знаний;
    • - закрепление новых знаний;
    • - подведение итогов урока;
    • - домашнее задание.

    Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. учебный воспитательный образование

    Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др.

    Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

    Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:

    • - в составлении кроссворда, ребуса по теме;
    • - в изготовлении учебного пособия;
    • - в подготовке различных творческих сообщений;
    • - в изготовлении презентаций и др.

    Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий.

    Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов - презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, и т. д.

    Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе. Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения - повышение уровня знаний. Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Ребёнок, впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

    Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

      игровая деятельность;

      создание положительных эмоциональных ситуаций;

      работа в парах;

      проблемное обучение.

    В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

    За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

    В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, специальные технические использующие информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

    Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий.

    Когда компьютер стали использоваться в образовании появился термин «новые информационные технологии» (НИТ). Если при этом используются телекоммуникации, то появляется термин «информационно-коммуникационные технологии» - ИКТ.

    Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью и при посредстве средств ИКТ.

    Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена.

    Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

    Применение ИКТ на уроках усиливает:

    Положительную мотивацию обучения

    Активизирует познавательную деятельность обучающихся.

    Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

      Принцип равенства позиций

      Принцип доверительности

      Принцип обратной связи

      Принцип занятия исследовательской позиции.

    Реализация этих принципов просматривается на всех уроках, где применяется ИКТ.

    Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

      на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)

      обеспечивает наглядность;

      привлекает большое количество дидактического материала;

      повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;

      обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

    Применение ИКТ:

      расширяет возможность самостоятельной деятельности;

      формирует навык исследовательской деятельности;

      обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;

      СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ.

    Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.

    Особенностью учебного процесса с применением информационных технологий является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

    Применение на уроках ИКТ способствует так же:

      сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным;

      сокращению времени для контроля и проверки знаний учащихся;

      обучающиеся учатся навыкам контроля и самоконтроля.

    Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии «Кирилл и Мефодий», видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.

    Основной целью применения ИКТ является:

      развитие мышления

      формирование приемов мыслительной деятельности.

    Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать как учителю, так и учащимся, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Для этого использую различные методы и приемы:

      метод анализа

      метод сравнения

      метод обобщения

      метод классификации

      формулировка понятий

      внутренний план действий

    При подготовке к урокам учитель использует электронные ресурсы учебного назначения:

      мультимедийные курсы

      презентации к урокам

      логические игры

      тестовые оболочки

      ресурсы Интернет

      электронные энциклопедии.

    При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на здоровье обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий. Использование ИКТ позволяет расширить рамки учебника.

    Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

      повышает качество знаний

      продвигает ребенка в общем развитии

      помогает преодолеть трудности

      вносит радость в жизнь ребенка

      позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития

      создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.

    Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

    Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

    Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.

    Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ

      Владеть основами работы на компьютере.

      Иметь навыки работы с мультимедийными программами.

      Владеть основами работы в Интернет.

    При подготовке к уроку мы должны соблюдать этапы :

    диагностика

    прогнозирование

    планирование

    ДИАГНОСТИКА:

    Характер учебного материала

    Структура урока

    Временные затраты в учебном процессе

    Возможности, интересы и способности учащихся и т. д.

    ПРОГНОЗИРОВАНИЕ:

    Оценка различных вариантов проведения урока

    Выбор наиболее оптимального

    ПЛАНИРОВАНИЕ:

    Создание методической структуры урока

    Выбор оптимального для проведения урока форм организации учебной деятельности учащихся, средств обучении и т. д.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА:

    Подготовка учащихся к усвоению новых знаний

    Усвоение новых знаний

    Закрепление новых знаний

    Подведение итогов урока

    Домашнее задание.

    Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Высокая степень эмоциональности учащихся начальной школы значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Уроки позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс. Уроки с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), но и повышают мотивацию обучения. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью PowerPoint. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

    1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!

    2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок.

    3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.

    4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).

    5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).

    Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:

      в составлении кроссворда, ребуса по теме,

      в изготовлении учебного пособия;

      в подготовке различных творческих сообщений;

      в изготовлении презентаций и др.

    Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных продуктов- презентаций. Дети “гуманитарии” выбирают- работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Я уверена, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

    Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.

    Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.

    Типы уроков с использованием ИКТ

    Практика проведения уроков с использованием ИКТ способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации у учащихся с ЗПР к выполнению умственных и практических действий (в результате чего происходит формирование тех или иных специфических умений); для детей с ДЦП способствует развитию мелкой моторики руки, развитию сенсорного восприятия (всех анализаторов); развитию внимания и тактильной памяти, левополушарной и правополушарной симметрии, а так же развитию духовности человека. стимулирует познавательную активность.

    Основными типами уроков, используемыми в процессе обучения с информационной поддержкой, являются:

      комбинированный урок,

      урок – контроль и коррекции,

      урок совершенствования знаний и умений

    Уроки с компьютерной поддержкой при обучении детей по определенному спецкурсу предполагают 3 формы обучения:

      фронтальная форма;

      групповая форма (по типу КСО);

      индивидуальная форма обучения

    Фронтальная форма. Русский язык.Тема “Правописание окончаний имен существительных, прилагательных, глаголов” или тема “Части речи. Имя существительное”

    Групповая форма (по типу КСО). В данном случае необходима помощь учителя по информатике или лаборанта.

    Часть урока без компьютерной деятельности, часть урока с информационной поддержкой. При данной форме обучения необходимо 2 или 3 компьютера, и компьютерная деятельность проходит одновременно или пары чередуются.

    Индивидуальная форма обучения. Именно здесь можно применить дифференциацию при самостоятельной работе, используя многовариантность заданий с постепенным увеличением трудности. Индивидуальная форма эффективна еже и тем, что она служит и как диагностикой и как планированием для коррекционной работы.

    Подходы к созданию электронных учебных материалов

    для начальной школы:

    1. структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока в начальных кассах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;

    2. теоретической части целесообразно придать справочный характер, не перегружая информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы;

    3. объем учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика начальных классов за компьютером;

    4. отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов;

    5. средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.

    Разработанные с учетом этих требований электронные учебные пособия положительно воспринимаются учителями и успешно используются в образовательном процессе начальной школы.

    Какова же методика применения электронных учебных материалов

    при проведении урока в начальной школе?

    При разработке плана каждого урока учителю рекомендуется заранее предусмотреть применение электронных иллюстраций, тренировочных или контрольных заданий, я также учебного материала соответствующей тематики, включенных в предметные электронные системы обучения.

    Выбор учащихся, выполняющих соответствующие дидактическим целям урока индивидуальные или групповые задания за компьютером, производится учителем после проведения предварительной психолого - педагогической диагностики с учетом особенностей восприятия информации, статуса ребенка в коллективе. Также учителям можно использовать результаты педагогического наблюдения.

    Самое важное, чтобы ученик, выполняющий индивидуальное задание на компьютере или работающий над учебной проблемой в группе, находился в комфортном состоянии и все усилия направлял на решение поставленной задачи.

    Так, например, ребенку с приоритетной визуальной системой восприятия иногда полезнее выполнять задания по русскому языку на компьютере в то время, когда учитель проводит распределительный диктант. Ученику, для которого аудиальная система восприятия является ведущей, можно предложить поработать за компьютером в наушниках, пока класс переписывает текст из учебника. Особенно важно это для детей с заниженной самооценкой. Обязательно развивая их возможности, учитель может создать с помощью современных технологий обучения ситуация успеха для таких школьников и тем самым повысить мотивацию учения.

    Во время такого этапа, как «устный счет» орфографическая разминка или краткое повторение изученного, рекомендуется приглашать для индивидуальной работы за компьютером учащихся, пропустивших занятия по болезни, либо тех, для которых, первая половина урока является периодом продуктивной деятельности.

    Эту же категорию учащихся, а так же категорию продвинутых и нуждающихся в более сложных относительно среднего уровня заданиях детей рекомендуется привлекать для работы за компьютером во время фронтального опроса, словарной работы, закрепления ранее пройденного материала.

    Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, учитель может максимально эффективно использовать возможности каждого ребенка для обучения и вовремя переключить его на другой вид деятельности, используя компьютер в качестве мощного мотивационного средства.

    При проведении динамичных учебных игр, эстафет целесообразно предлагать учащимся с заниженной скоростью мыслительных процессов выполнять аналогичное задание за компьютером. Работа в собственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведет к росту самооценки, повышает комфортность обучения таких детей.

    Опираясь на знания о статусе ребенка в классе, можно оптимизировать работу за компьютером в группах, организованных по совокупности психолого-педагогических характеристик. Особый эффект дает такая форма работы при решении проблемных задач на уроках математики, заданий исследовательского характера на уроках природоведения.

    Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам.

    Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Помочь таким учащимся можно, привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих программах, во время проведения устного счета, орфографической разминки, фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников можно рекомендовать проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы по изученной теме.

    На уроках закрепления и обобщения полученных знаний можно использовать компьютер для организации промежуточного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании в начальной школе.

    Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации. Однако для этого необходимо снабдить учителя заранее подготовленными поурочными комплектами наглядных материалов, методически связанными с вариантами тематического планирования.

    Опыт организации учебного процесса по описанным моделям активного использования ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач.

    При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

    Также применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

    Список литературы:

    1.Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д. Ш. Матроса. - М.: Педагогическое общество России, 2004.

    2. Женина Л. В., Маткин А. А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И. Г. Семакина. - Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.

    3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года

    4. «Новые информационные технологии для образования». Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Москва. 2000.

    6. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах // М.: «Баласс», "Экспресс",1997.7. Ковалёва А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006

    7. Новикова Е.В., Гасымов М.Ф. и др. Умные уроки со SMART: Сборник методических рекомендаций по работе со SMART-устройствами и программами, Москва, Полимедиа, 2007.

    8. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. – М., 2002. – 120с.

    9. Е.С.Кутугина, Д.К.Тутубалин Информационные технологии: Учебное пособие. - Томск, 2005.

    10. Материалы дистанционного курса «Методика работы учителя-предметника с интерактивной доской», Центр дистанционного образования «Эйдос», 2008 год.

    Хакимова Гульчачак Науфаловна

    учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средней общеобразовательной школы с. Шингак-Куль, с. Шингак-Куль, Республика Башкортостан, Российская Федерация

    Аннотация: В статье раскрыта проблема применения информационных технологий в учебном процессе начальной школы. Рассмотрены подходы к определению понятия «Информационные технологии», в результате анализа различных определений, дана авторская трактовка данной категории. Выявлены причины необходимости внедрения современных информационных технологий в процесс обучения учащихся именно младшего школьного возраста, а также раскрыты преимущества применения современных технологий, как для учителей, так и для учащихся.

    Ключевые слова: информационные технологии, начальная школа, образование, учебный процесс, информация

    Application of information technology in primary school

    Khakimova Gulchachak Naufalovna

    primary school teacher Municipal budget educational institution Average comprehensive school s. Shingak-Kul, Republic of Bashkortostan, Russian Federation

    Abstract: The article deals with the problem of the use of information technologies in educational process of primary school. Considers approaches to the definition of "Information Technology", in the analysis of the various definitions given to the author"s interpretation of this category. Identified the causes the need to implement modern information technologies in the learning process of students is of primary school age, and also revealed the benefits of modern technology, both for teachers and for students.

    Keywords: information technology, primary school, education, educational process, information

    В настоящее время происходит переход на инновационно-ориентированную модель развития страны, которая характеризуется масштабными социально-экономическими преобразованиями во всех сферах общества, в том числе происходит пересмотр требований к образованию: меняются педагогические методы и приемы, стиль работы преподавателей, происходят структурные изменения в педагогической системе. В связи с этим, на сегодняшний день, актуальной проблемой является внедрение информационных технологий в образовательный процесс, в том числе и в начальной школе. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, информационные технологии характеризуются как базовая педагогическая технология, которая должна пронизывать весь образовательный процесс.

    В образовательной сфере понятие «Информационная технология» наиболее часто стало использоваться в конце 80-х годов XX века, с момента массового внедрения персональных компьютеров в общеобразовательную школу. Вопросами внедрения и использования информационных технологий в процесс обучения занимались и занимаются многие исследователи. Еще более двадцати лет назад Б. Г. Ананьев указывал на перспективы применения различных технических средств в образовании: «На основе объединения технических и педагогических наук, инженерной и педагогической психологии строится новая техническая или индустриальная педагогика… Педагогическая техника и технология становится крупнейшим центром объединения педагогических и технических наук» .

    Проблеме целесообразности применения информационных технологий в образовании посвящены работы М. П. Лапчика, А. В. Могилева, И. В. Марусевой, И. В. Роберт и т. д. Психолого-педагогические аспекты в применении компьютерной техники в процессе обучения рассматриваются в работах Б. Ф. Ломова, Е. И. Машбица, Л. Н. Бабанина и др. Как показали результаты анализа педагогической литературы, существует множество определений понятия информационные технологии (табл. 1).

    Таблица 1. Подходы к определению понятия «Информационные технологии»

    Исследователь

    Определение

    В. М. Глушков

    Информационная технология - это процесс, связанный с переработкой информации.

    С. А. Смирнов

    Информационная технология – это совокупность и последовательность методов и процессов обработки и хранения данных (информации).

    В. А. Извозчиков

    Информационная технология – это технология машинной (с помощью ЭВМ) обработки, передачи, распространения информации, создания вычислительных и программных средств информатики.

    М. И. Жалдак

    Информационные технологии – это совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами.

    Н. В. Макарова

    Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

    Таким образом, суммируя различные подходы исследователей, понятие «информационные технологии» можно определить как совокупность различных технологических средств, используемых для обработки, передачи и хранении информации.

    Существуют различные классификации информационных технологий. На рисунке 1 показана классификация информационных технологий, широко используемая в образовательной сфере, которая состоит из 6 видов информационных технологий .

    Итак, рассмотрев классификацию информационных технологий, выявим причины, по которым использование данными технологиями должно осуществляться в начальной школе. Внедрение информационных технологий в процесс образования должен начинаться в младших классах, так как начальная школа – это фундамент образования, от которого зависит дальнейшая успешность ученика. Целесообразность применения информационных технологий в начальных классах можно объяснить по нескольким причинам .

    Во-первых, возраст учащегося начальной школы является переломным этапом в развитии ребенка, связанный с началом обучения в школе, сменой основного вида деятельности с игровой на учебную и т. д.

    Во-вторых, идет формирование набора жизненных приоритетов, происходящее в процессе восприятия сложных социальных взаимосвязей и механизмов и поиска своего места в системе социальных ролей и институтов.

    В-третьих, это период интенсивного развития мышления, речи, памяти, воображения, восприятия, самосознания и др.

    Рассмотрев основные причины внедрения информационных технологий в образовательный процесс начальной школы, следует отметить преимущества от ее реализации, как для учителя, так и для ученика :

    − разнообразное преподнесение необходимой информации ученикам;

    − обеспечение наглядности материала;

    − индивидуализация обучения;

    − дифференциация образовательного процесса с учетом индивидуальных качеств и особенностей детей;

    − гибкость в управлении учебным процессом;

    − рост объема выполненных упражнений и заданий на уроке;

    − расширение информационных потоков и ресурсов;

    − повышение мотивации и познавательной активности детей за счет разнообразия форм работы;

    − расширение возможности самостоятельной деятельности;

    − формирование навыков исследовательской деятельности у учащихся и т. д.

    Таким образом, рассмотрев преимущества внедрения и применения информационных технологий на уроках в начальной школе, можно сделать вывод о том, что использование современных технологий повышает качество образования в целом, так как позволяет проводить уроки на более высоком эстетическом и эмоциональном уровне.

    Итак, проанализировав существующие определения категории «Информационные технологии», можно сделать вывод, что данное понятие имеет сложный и многогранный характер. Дав авторскую трактовку информационным технологиям, выявив основные причины их внедрения в образовательный процесс начальной школы, определив преимущества и эффекты от их использования, можно сделать вывод о том, что важность и целесообразность применения новых технологий в учебном процессе не вызывает никаких сомнений, так как использование информационных технологий позволяет мотивировать учащихся в получении новых знаний, повышает скорость усвоения новой информации, улучшает качество обучения и усиливает активность учащихся.

    ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    Аннотация: В данной статье раскрываются особенности использования информационных технологий в начальной школе с учётом возрастных психо—физиологических особенностей детей младшего школьного возраста.

    В современном мире информация имеет огромное значение. Человек получает информацию из окружающего мира и на основе полученной информации формирует своё представление о нём.

    Очень важно, чтобы человек научился правильно воспринимать мир, получая и обрабатывая полученную информацию. Необходимо уметь в огромном потоке информации отбирать только нужную, полезную информацию, грамотно и доступно излагать, правильно выбирать язык и форму предоставления информации, чтобы они были понятны окружающим.

    Информационная деятельность человека включает в себя:

    сбор информации;

    обработку информации;

    передачу информации;

    хранение информации;

    поиск информации;

    защиту информации.

    Для того чтобы получать и передавать информацию, выражать своё отношение к происходящему, людям необходимо общаться друг с другом. Это называется коммуникацией и является основой информационных процессов в человеческом обществе.

    С появлением компьютеров развитие информационных процессов приобретает небывалый размах. Применение компьютера как инструмента для работы с информацией очень разнообразно и многогранно.

    Практика показывает, что простейшие навыки работы на компьютере человек может без особых проблем приобрести уже в младшем школьном возрасте.

    Создание компьютерных программ, позволяющих самостоятельно добывать знания, закреплять навыки, развивать творческие способности, меняет условия, в которых дети обучались ещё совсем недавно. Компьютер в жизни школьника является не только средством обучения, он позволяет педагогу направленно влиять на развитие памяти, внимания, воображения, мышления ребёнка.

    Под использованием информационных технологий в начальной школе следует понимать не обучение адаптированным для начальной школы “основам информатики”, а комплексное преобразование “среды обитания” учащегося, создание новых условий для его развития и активной творческой деятельности.

    Анализируя различные аспекты использования современных

    информационных технологий в школе, в том числе и начальной, можно выделить следующие:

    I аспект - компьютер как объект изучения.

    Это характерно, прежде всего, для курса “Основы информатики и вычислительной техники”;

    II аспект - компьютер как средство обучения, т.е. своеобразный “учитель”.

    В таком качестве компьютер используется при изучении разных учебных дисциплин (тренажёры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т.п.);

    III — компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту или иную предметную область и делать, тем самым, обучение процессом более творческим.

    Использование компьютерных технологий на уроке позволяет сделать урок более интенсивным, осуществить дифференцированный подход к учащимся, повысить эффективность учебного процесса, создать дополнительный стимул (что особенно важно при безотметочном обучении).

    Возможности ИКТ могут быть использованы на различных этапах урока:

    при объяснении нового материала;

    повторении;

    закреплении;

    для контроля над усвоением изученного материала (тестирование и т.д.).

    А также, при выполнении домашнего задания в виде творческих работ:

    презентации на заданную тему;

    рисунки, чертежи;

    графики, диаграммы;

    рефераты и пр.

    В настоящее время в нашем лицее все учебные кабинеты начальной школы оснащены современными компьютерами, экранами и проекторами, многие из них - интерактивными досками. Это даёт учителю дополнительные возможности реализации своих целей. Ребёнок же чувствует себя участником современного образовательного процесса. Он имеет возможность не только видеть то, что демонстрирует учитель, но и быть полноправным участником.

    Учитель начальной школы должен учитывать возрастные особенности младших школьников (физиологические, психологические) при использовании ИКТ.

    минимальным;

    ёмким по содержанию;

    доступным, простым для понимания (без использования сложной терминологии, графиков, диаграмм и т.д.).

    Во—вторых, наиболее развито в этом возрасте наглядно—образное мышление. Это значит, что для демонстрации учебного материала должны использоваться яркие картинки. Красочное, доступное изложение материала способствует быстрому запоминанию и лучшему усвоению.

    Лучше, если картинки будут статическими, чтобы ребёнок мог не только смотреть, но и сам двигать, переставлять предметы. Это ещё одна физиологическая особенность младшего школьного возраста - дети должны иметь возможность в течение всего дня систематически двигаться для реализации двигательной потребности (например, для первоклассников от 200 до 9000 движений в час).

    В-третьих, учитывая современные тенденции развития образования, необходимы иные подходы к организации процесса обучения, новая система взаимодействия между учителем и учеником, методы работы, которые реализуют поставленные цели. В докладе Министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко от 9 декабря 2004 г. «О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ» подчёркивается необходимость смены технологии обучения. В докладе отмечается, что «...передача готовых знаний перестаёт быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения».

    Среди приоритетов образовательной политики России - создание таких условий для повышения качества общего образования, как опыт самостоятельной деятельности и формирование ключевых компетенций в соответствии с основными положениями, выработанными Советом Европы (социальных, коммуникативных, информационных, толерантности и самообразования), а не только знания, умения, навыки (ЗУНы).

    Если при традиционном введении материала постановка проблемы сводится к сообщению темы учителем, а поиск решения редуцирован до сообщения готового знания (вследствие чего деятельность учащихся репродуктивна), то при проблемном введении материала ученики самостоятельно формулируют вопрос для исследования. Методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и, следовательно, деятельность последних можно отнести к творческому типу.

    Зачастую ученики начальных классов лишены возможности участвовать

    в различного рода конкурсах, викторинах, олимпиадах в силу своих возрастных особенностей. Такая возможность появляется только в 4 классе. По моим наблюдениям могу сказать, что дети уже к концу первого класса способны проявить свои способности: они уже умеют читать, считать, писать, имеют определённый багаж знаний. Мои ученики - постоянные участники дистанционных интеллектуальных конкурсов, турниров и викторин.

    Надо заметить, что участие в дистанционном конкурсе обязывает к выполнению некоторых условий организаторов. Обязательным условием при участии в дистанционных конкурсах и викторинах является выполнение работы на ПК, т.е. ребёнок должен владеть навыками работы в Word , PowerPoint , Paint и др.

    При работе с Internet уместно говорить о культуре общения в информационном пространстве, в частности об авторском праве.

    Нельзя забывать и о здоровьесбережении, необходимо выполнять требования СанПина: работа ребёнка за компьютером должна быть строго регламентирована, обязательно должна выполняться гимнастика для глаз, необходимо проветривание помещения и влажная уборка. -

    Хотелось бы отметить, что лишь использование компьютера как средства обучения помогает учащимся из разряда наблюдателей за процессом учения перейти в разряд участника учебной деятельности. Именно это способствует формированию ключевых компетентностей и повышению качества знаний учащихся.

    Литература

    Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. Методические рекомендации для учителя. М., Баласс, 2005;

    Клочкова Т.В. Использование информационных технологий в начальной школе. http://ito.edu.ru/2006/Rostov/II/1/II-1-17.html ;

    Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М. ВАКО. 2004;

    Макарова Н.В. и др. Информатика и ИКТ. СПб. Питер. 2007.

    Похожие публикации