Что значит компонентный вход в телевизоре. Интерфейсы (входы и выходы) в телевизорах

Коммутация видеочасти комплекса

Продолжаем разговор. В этой статье речь пойдёт о коммутации видеосигналов между источниками и устройством (устройствами) отображения. Также будут рассмотрены типы передачи видеосигналов и, конечно, проблема изготовления самодельных кабелей.

Кабели

На самом деле, вне зависимости от типа аналогового видеосигнала (композитный, S-Video, RGB, компонентный), конструктивно проводник представляет собой коаксиальный кабель с волновым сопротивлением 75 Ом. В зависимости от типа видеосигнала, такой кабель может быть либо один, либо для передачи сигнала используется несколько таких кабелей.

Тем не менее, существует огромное количество разновидностей практической реализации этой конструкции. Центральный проводник может быть толстой медной моножилой, может состоять из множества тонких медных или медных с посеребрением жил, и так далее. Экран может быть одиночным, двойным и даже тройным, может состоять из проволоки, либо из проволоки в сочетании с фольгой или фольгированным пластиком. Сам кабель может быть довольно внушительным и толстым, а может быть весьма тонким и невзрачным. В общем, вариантов тут много. И самое интересное, что сказать наверняка, какая именно конструкция обеспечивает гарантированно высокое качество изображения при передаче аналогового видеосигнала, довольно сложно - у каждого производителя свои способы и патентованные технологии. Некоторые умудряются делать отличные кабели, состоящие лишь из многожильного медного проводника и одного медного экрана. А кто-то делает супер-навороченный кабель с применением дорогостоящих материалов, а качество изображения не оправдывает надежды, учитывая немалую стоимость такого кабеля. То есть, при выборе кабеля исключать «имиджевый фактор», слепо доверяя фразе «дорого - значит качественно», не стоит ни в коем случае. Однако не всё так страшно, поскольку большинство известных «кабелестроителей» имеют всё же вполне заслуженную репутацию добросовестного изготовителя, а значит, если вы купите кабель от известного производителя, зарекомендовавшего себя хорошо в деле производства кабелей, то едва ли ошибётесь. По крайней мере, это лучше, чем покупать кабель неизвестного производителя, который, по словам продавца на рынке, «гораздо круче всех этих модных брэндовых».

А можно хотя бы несколько примеров проверенных производителей видеокабелей?

Supra, Wire World, Straight Wire, Canare, Monitor cable, QED, Ixos, Liberty. Разумеется, это не список, а «на обум» названные марки. Вспомнил, как вы понимаете, далеко не всех…

Типы и способы передачи аналогового видеосигнала

Композитный

Поскольку наиболее массовой является относительно недорогая видеоаппаратура и телевизоры бюджетного класса, наибольшее распространение в народе пока имеет способ передачи видеосигнала, где все его составляющие передаются в смешанном виде по одному единственному коаксиальному кабелю. Такой видеосигнал называется «композитным» (composite video). И если в эпоху господства VHS-кассет такой способ передачи видеосигнала мог считаться вполне приемлемым по качеству, поскольку и сама VHS-кассета (в сравнении с DVD, например), не может похвастаться высококачественным чётким изображением, то с приходом в массы недорогих DVD-плееров композитный видеосигнал если и не был обречён на смерть, то, по крайней мере, начал уходить на самые задворки даже в классе бюджетной техники (в дорогой бытовой видеоаппаратуре он не используется уже давно). Теперь композитный видеовыход имеют лишь VHS-плееры/магнитофоны (собственно, кроме как композитного, другого низкочастотного видеовыхода у них никогда не было и не будет), да приставки караоке. Подавляющее же большинство остальных устройств, таких как DVD-плееры, современные видеокамеры, спутниковые ресиверы и так далее, обладают уже куда более качественными видеовыходами, где составляющие видеосигнала передаются отдельно друг от друга. Хотя, и в большинстве современных устройств композитный видеовыход по-прежнему присутствует, чтобы не лишать возможности пользователя подключать аппарат к «менее продвинутыми» устройствами отображения. Например, многие современные телевизоры с небольшими диагоналями экрана (14″-21″), не говоря уже о ранее выпущенных моделях, по-прежнему имеют только композитный видеовход.

Обычно выход и вход композитного видеосигнала делается в виде гнезда RCA жёлтого цвета (на фото разъём в левом нижнем углу), либо может передаваться через универсальный .

Кабель, использующийся для передачи композитного видеосигнала, представляет собой 1 коаксиальный кабель с разъёмами RCA («тюльпан») на концах.

S-Video

Данный тип видеосигнала обеспечивает раздельную передачу сигнала яркости (Y) и двух объединённых сигналов цветности (C) по независимым кабелям. Стандартным для данного типа подключения является круглый 4-контакный разъём. Передача S-Video может быть организована и через Scart


По сравнению с композитным видеосигналом, подключение по S-Video обеспечивает некоторый выигрыш в чёткости и устойчивости изображения, в меньшей степени - в цветопередаче. Однако, эти улучшения будут заметны лишь при использовании высококачественного источника (DVD-плеера, качественного спутникового ресивера и так далее) совместно с экраном достаточно большой диагонали (25″ и более). При диагонали экрана телевизора 21″ (и менее) разница между композитным видеосигналом и S-Video может быть не столь очевидна, поскольку тут уже многое зависит от качества самого телевизора.

Компонентный

Или другое название - цветоразностный (Y"PbPr или по-другому YUV, YIQ). Для передачи составляющих используются три независимых коаксиальных кабеля, где по одному кабелю (Y) происходит передача сигналов в соотношении 0,299R + 0,5876G + 0,114В, по другому (Pr) - красный минус яркость (R-Y), а по третьему (Br) - синий минус яркость (B-Y). Разъёмы на концах кабеля обычно бывают RCA или BNC .

А вот как обычно выглядит компонентный видеовыход DVD-плеера.

Качество картинки при подключении по компоненту кардинально (в лучшую сторону) отличается от S-Video и тем более композита. Тут улучшения видны сразу: картинка более чёткая и стабильная с точной цветопередачей. Особенно очевидны будут преимущества компонентного подключения при использовании качественных источников видеосигнала и больших экранов (телевизоры 29″-36″, хорошие плазменные панели, проекторы с большим экраном).

RGB

В данном случае используется раздельная передача трёх первичных цветов и сигнала синхронизации. Если быть точным, то называется этот тип видеосигнала RGBS (Red, Green, Blue, Sync). Передача информации происходит по независимым кабелям. Это могут быть 3 или 4 отдельных коаксиальных кабеля (в случае 3 кабелей, сигнал синхронизации идёт вместе с зелёным) с разъёмами RCA или BNC , либо RGBS может передаваться через .

Существует также ещё более сложная разновидность RGB, где для передачи сигналов используются не 3 или 4, а 5 кабелей, поскольку сигналы горизонтальной и вертикальной синхронизации передаются отдельно друг от друга. Называется эта разновидность - RGBHV (Red, Green, Blue, H-Sync, V-Sync). В кабеле Scart встретить RGBHV уже нельзя, поскольку для такого видеосигнала обычно используются отдельные коаксиальные кабели с разъёмами RCA или BNC , либо один VGA-кабель (с одной стороны которого также могут присутствовать разъёмы BNC (на фото)).

Кстати, именно RGBHV и используется для передачи сигнала от видеокарты системного блока вашего компьютера до аналогового монитора - посмотрите насколько картинка чистая, чёткая и стабильная.

Часто задаваемые вопросы:

Как можно расположить вышеописанные стандарты передачи аналогового видеосигнала в плане качества изображения?

В порядке возрастания:

  • композитный (composite video)
  • S-Video
  • компонентный (component video)
  • RGBHV

    Но это в том случае, если абстрагироваться от практической реализации. Хотя, конечно, компонент или RGB при любом раскладе лучше, чем S-Video или, тем более, композит. А вот между компонентом и RGBS (Scart) разница в качестве картинки бывает часто малозаметной. Нередко подключение по компоненту оказывается даже оптимальнее, поскольку, как уже говорилось, RGBS обычно реализуется через Scart, качество проводников которого может уступать отдельным коаксиалам, применённым в компонентном кабеле. К тому же Scart не бывает очень длинным, а это нередко требуется при, скажем, монтаже проектора на потолке или установки тумбы с аппаратурой вдали от плазменной панели или телевизора. Ну и, наконец, многие плазменные панели и проекторы Scart"ами просто-напросто не оборудованы.

    А RGBS через Scart будет отличным решением в случае подключения, скажем, DVD-плеера к близко расположенному телевизору c большим экраном или плазменной панели (многие современные плазменные панели прекрасно «понимают» не только RGBHV, но и RGBS - для этого потребуется специальный кабель Scart - 4 BNC или Scart - 4 RCA).

    Так что оба варианта (component video и RGBS) обеспечивают очень высокое качество изображения, просто каждый вариант удобен для определённых случаев (зависит условий установки оборудования и коммутационных возможностей оборудования). Но если вы озаботились подключением высококлассного проектора к высококлассному же DVD-плееру, а для улучшения качества картинки планируете использовать и скалер тоже, то тут уже стоит посмотреть в сторону RGBHV, либо вообще воспользоваться цифровым подключением (SDI или DVI) источника к устройству обработки и отображения.

    Есть ли преобразователи RGB в component video или обратно?

    Да есть. Однако цена на такие устройства весьма высока, поэтому проще сразу подобрать источник (DVD-плеер, спутниковый ресивер и т. д.) и устройство отображения (телевизор, плазменная панель, проектор), чтобы подключить их напрямую без всяких преобразователей.

    Есть ли преобразователи S-Video в composite video или обратно?

    В случае преобразования композитного сигнала в S-Video вы решаете лишь проблему совместимости коммутируемых устройств - качество изображения от такого преобразования не улучшится. Часто подобные преобразователи встроены в S-VHS видеомагнитофоны, либо в высококлассные AV-ресиверы. Встречаются и отдельные устройства.

    В случае преобразования S-Video в композитный сигнал вы заметно теряете в качестве картинки. Правда, для небольших экранов (14″-21″ по диагонали) эта проблема практически не актуальна. Сделать такой преобразователь можно самому за несколько минут:


    Чем отличается кабель S-VHS от S-Video?

    S-VHS - это не кабель, а формат видеокассеты. У кабеля одно название - S-Video, хотя, к сожалению, продавцы во многих магазинах называют его почему-то S-VHS, что свидетельствует лишь об их некомпетентности.

    Говорит ли наличие разъёма Scart на телевизоре или источнике о наличии RGB в этом Scart"е?

    Нет. Дело в том, что через Scart может передаваться и композитный видеосигнал, и RGBS, и S-Video. Плюс к этому, звук и служебные команды. Поэтому совсем не обязательно, что в Scart-выходе аппарата или Scart-входе телевизора присутствует RGB. Выяснить просто: посмотреть в инструкцию к аппарату. Либо провести визуальный осмотр задней панели аппарата: часто над разъёмом Scart пишут «Scart (RGB)». Впрочем, пишут не всегда, а вот в инструкции эта информация есть обязательно.
    Более подробную информацию про разъём Scart можно получить из . Однако могу успокоить: почти все современные телевизоры больших диагоналей, если оборудуются разъёмами Scart, то один или два из них точно будут с RGB. Что касается DVD-плееров, то почти все современные модели со Scart"ом позволяют выводить через него и RGB. Но лучше уточните, на всякий случай…

    У меня в телевизоре только один Scart с RGB - кому его «отдать»: DVD-плееру или DVB спутниковому ресиверу (скажем, НТВ+)?

    Если картинка со спутникового ресивера не идёт в формате HDTV (телевидение высокой чёткости), то по RGB лучше подключить DVD-плеер, а спутниковый ресивер - по S-Video. Караоке и VHS-видеомангитофон - по композиту, разумеется.

    Не вредит ли качеству картинки коммутация видеосигнала через AV-ресивер?

    Коммутаторы большинства современных AV-ресиверов от известных производителей не вносят видимых помех в видеосигнал. Тем более, что в большинстве случаев наиболее качественный источник видеосигнала (у подавляющего большинства людей это DVD-плеер) обычно подключается к телевизору (плазменной панели, проектору) напрямую. Коммутируются через AV-ресивер часто только композитные видеосигналы и S-Video.

    Какой кабель S-Video стоит покупать?

    Если кабель нужен для подключения S-VHS видеомагнитофона или относительно недорогого спутникового ресивера (скажем, НТВ+) к телевизору с диагональю экрана до 29″, то можно смело ограничиться недорогим кабелем за $10-15 (за готовый кабель длиной 0,7-1,5 метра). Если у вас качественный телевизор с большим экраном, к которому вы хотите подключить, скажем, DVD-плеер (с учётом, что ни RGB, ни подключение по компоненту не доступны в вашем случае), то стоит обратить внимание на более качественные кабели за $25-40. Также качество кабеля имеет немалое значение, если понадобится S-Video кабель длиной свыше 4-5 метров.

    Какой кабель Scart для подключения DVD-плера по RGB покупать?

    Для подключения к телевизору 21″-25″ вполне достаточно любого недорогого кабеля за $15-20 (Hama, Monitor Cable, Bandrige и т. д.). Если у вас приличный телевизор с диагональю 29″-36″, то лучше покупать кабель классом не ниже Profigold PGV-78x. Такой кабель потянет на $35-50. Для больших плазменных телевизоров стоит присмотреться к серьёзным кабелям от Supra, QED (на картинке в описании RGB в середине статьи), топовым моделям от Monitor cable и так далее. Такой кабель обойдётся в $50-100.

    Какой брать компонентный кабель?

    Для подключения проектора к DVD плееру лучше использовать качественный компонентный кабель, который обойдётся в $100-150 (за 2-3 метровый образец). Для подключения DVD-плеера к проекционному или обычному телевизору любой диагонали вполне достаточно купить компонентный кабель за $30-50 (2-3 метровый образец). Хотя наиболее оптимальным решением будет всё же самостоятельное изготовление кабеля, либо изготовление на заказ такого кабеля в любом крупном магазине профессионального оборудования. Обойдётся такой компонентный кабель (2-3 метра длиной) вместе с разъёмами в сумму $30-60. Я описывал уже выгоду покупки профессиональных кабелей, однако повторюсь: покупая кабель известного брэнда вы платите не только за продукт, но и за рекламу в глянцевых журналах, красивую упаковку и, разумеется, громкое имя производителя. В случае с компонентными кабелями проблема напрасного переплачивания денег особенно актуальна, потому что часто даже совсем дешёвый компонентный кабель, сделанный из 3 одинаковых кусков хорошего антенного кабеля и 6 разъёмов (общая стоимость кабеля составит не более $10) будет показывать не сильно хуже фирменного за $50. Если конечно, речь идёт о недорогих LCD-проекторах, плазменных панелях начального уровня, проекционных или кинескопных ТВ. На качественных плазменных панелях или высококлассных проекторах с большим экраном такой «фокус» с кабелем не пройдёт.

    Как изготовить качественный компонентный кабель самому?

    Необходимо купить в магазине профессионального оборудования качественный коаксиальный видеокабель ($2-4 за метр) и 6 разъёмов нужного типа (RCA или BNC). Однако ситуация такова, что практически все современные разъёмы RCA или BNC для профессионального оборудования не предназначены для пайки, а соединяются с кабелем путём обжима специальным инструментом. Большинство магазинов профессионального оборудования предоставляют услуги по обжиму разъёмов - обычно это стоит примерно $1 за каждый разъём. А поскольку изготовление компонентного кабеля представляет собой нарезку кабеля на 3 равных куска и установку разъёмов, то, считайте, что за работу по изготовлению компонентного кабеля с вас возмут всего $6, ну или чуть больше - зависит от фирмы. Сами обжимные разъёмы стоят по $3-5 за штуку (это высококлассные металлические разъёмы с волновым сопротивлением 75 Ом). Вот и считайте: даже если вам нужен 3-метровый компонентный кабель, то вместе с работой и разъёмами он обойдётся примерно в $50-60. И такой кабель, поверьте, по качеству картинки запросто «поспорит» с покупным фирменным компонентным кабелем за пару сотен долларов. Я не шучу. Кстати, в серьёзных инсталляциях домашних театров на базе хороших проекторов обычно и применяется качественный профессиональный видеокабель, а не «распальцованный» Hi-End видеокабель в коробке из красного дерева. Из наиболее известных компаний, производящих профессиональные видеокабели, можно назвать, например, японскую компанию , Ни в коем случае не хочу обидеть других уважаемых производителей качественных профессиональных кабелей тем, что описание самостоятельного изготовления кабелей привожу на примере продукции Canare. Просто так получилось, что я не редко использовал Canare в и инсталляциях, и дома - упрекнуть эти кабели мне не в чем. Итак, для изготовления компонентного соединителя можно использовать кабели класса Canare или даже . Кстати, подобные кабели позволяют без видимых потерь в качестве картинки использовать длины даже в несколько десятков метров.

    Можно ли изготовить S-Video кабель самому?

    Схема та же: покупка качественного профессионального кабеля (напомню, вам потребуется два коаксиала) и пары разъёмов S-Video. Распайку кабеля вы сможете найти в середине статьи. Но готовьтесь: паять разъёмы S-Video довольно неудобно. Кабель лучше брать относительно тонкий, иначе припаять его к пинам разъёма будет очень сложно.

    Признаться, самостоятельное изготовление S-Video имеет больше минусов, чем плюсов, учитывая относительно невысокое качество видеосигнала по S-Video, сложность пайки и невысокую цену многих S-Video кабелей, качества которых вполне достаточно для коммутации спутникового ресивера или S-VHS видеомагнитофона.

    Можно ли самому изготовить Scart?

    Если у вас много терпения, то да. Почему терпения? , вам предстоит паять 21 контакт с каждой стороны. Только нужно ли это? Нет, не нужно. Что в домашнем театре нужно от Scart"а? Правильно, передача видеосигнала, причём часто только RGBS и композитного (звук всё равно идёт через аудиосистему домашнего театра) - а это уже гораздо меньше хлопот. Тут надо купить пару хороших разъёмов Scart ($3-10 штука) и кабель, класса Canare V5-1.5C (на фото), который стоит несколько долларов за метр, но содержит внутри себя 5 полноценных тонких коаксиалов с волновым сопротивлением 75 Ом. Такой кабель и обеспечит качественный сигнал, и в пайке удобен.

    В итоге такой самодельный Scart за $30 по качеству картинки в режиме S-Video или RGBS сможет легко тягаться с покупным Scart"ом за $70-100.

    Какова максимальная длина компонентного, RGB (в случае реализации в виде 3-5 отдельных коаксиальных кабелей) или композитного кабеля?

    Поскольку во всех случаях используются отдельные коаксиальные кабели, можно говорить про все три вида соединения разом. Итак, если использовать качественные коаксиальные кабели (в т. ч. профессиональные), то без видимых ухудшений изображения можно использовать длины в 20-30 метров, а при желании и больше. На низкокачественных кабелях изображение может становиться заметно хуже уже при длине кабеля свыше 5 метров.

    Какова максимальная длина S-Video кабеля?

    Зачастую в относительно недорогих готовых S-Video кабелях применяются не самые хорошие коаксиалы, которые неплохо ведут себя на небольших длинах, но если вы хотите протянуть кабель более чем на 3-5 метров, то лучше купить качественный (то есть, довольно дорогой) S-Video кабель, либо сделать его самому из профессионального видеокабеля (будет дешевле и лучше) - в этом случае расстояние в десяток-другой метров уже не будет проблемой.

    Продолжение следует…

Время отклика пикселя

Динамическая контрастность

Контрастность

Прогрессивная развертка

Разрешение

Телевизионная развертка

Телевизионный тюнер

Угол обзора

Частота обновления изображения

Чересстрочная развертка

Интерфейсы (входы и выходы) в телевизорах

CI/PCMCIA (Common Interface/Personal Computer Memory Card International Association) – универсальный интерфейс, предназначенный для подключения к телевизору карт доступа, которые открывают возможность просмотра кодированного платного мультимедийного контента.

В специальное PCMCIA-гнездо, расположенное на телевизоре, вставляется так называемый модуль условного доступа САМ (Conditional Access Module), в который затем вкладывается заранее приобретенная у оператора карта доступа к зашифрованным программам и фильмам, передаваемым по спутниковому, кабельному или эфирному цифровому телевидению.

Модуль САМ представляет собой декодер, позволяющий работать с определенным стандартом цифрового телевидения, например DVB-S, DVB-C или DVB-T. Некоторые модули САМ могут работать сразу с несколькими стандартами.

DV (Digital Video) – тип интерфейса и разъема для подключения к телевизору источников цифровых сигналов (видеомагнитофонов, внешних дисков, видеокамер, ресиверов и медиаплееров). Был введен в употребление в середине 90-х годов прошлого века для подключения видеокамер компаний Panasonic, Sony, Philips, JVC и Hitachi, использующих стандарт miniDV.

Основными достоинствами подобного интерфейса является высокая скорость передачи данных (до 800 Mбит/с), малые потери сигнала и перспективные возможности для использования в телевидении высокой четкости. Существуют два совместимых варианта DV-разъема: четырехконтактный (iLink от Sony) и шестиконтактный (FireWire от Apple). Дополнительные два контакта используются для подачи питания.

DVI (Digital Visual Interface) - тип интерфейса и разъема, предназначенный для передачи аналогового и цифрового сигналов высокой четкости. Используется с 1999 года.

В зависимости от типа передаваемого сигнала разъемы DVI делятся на три основных вида:

  • DVI-A - способны передавать только аналоговый сигнал;
  • DVI-I - способны передавать как аналоговый, так и цифровой сигналы;
  • DVI-D - способны передавать только цифровой сигнал.

Цифровые разновидности интерфейса (DVI-I и DVI-D) в свою очередь могут быть вида Single Link и Dual Link, отличаясь между собой количеством задействованных контактов. Разъемы Single Link могут обеспечить передачу видеосигнала с разрешением FullHD. Для передачи более высокого разрешения формата Ultra HD потребуется использовать разъем Dual Link.

Основным слабым местом DVI-интерфейса является зависимость качества картинки от характеристик соединения и длины кабеля (не более 5 метров), которая требует применения различных аппаратных и программных решений.

DisplayPort – перспективный стандарт интерфейса для подключения и одновременной передачи качественного цифрового видео- и аудиосигнала, который был разработан рядом известных компаний в 2006 году в качестве альтернативы лицензированным стандартам DVI и HDMI. Используется для подключения компьютеров и мониторов, а также бытовых панелей самого различного типа (PDP, LCD и ЭЛТ).

Стандарт DisplayPort обеспечивает высокие скорости передачи данных, даже превышающие возможности HDMI, а также использует более совершенные алгоритмы шифрования медиаданных для защиты их от незаконного копирования.

К дополнительным преимуществам стандарта DisplayPort следует отнести низкий уровень энергопотребления, высокий уровень шумовой защиты, малые размеры, возможность подключения более длинного кабеля, а также надежная фиксация разъема при помощи специальной защелки.

HDMI (High Definition Multimedia Interface) – наиболее прогрессивный на сегодняшний день тип цифрового интерфейса и соединения, обеспечивающий самое высокое качество изображения и звука, оснащенный эффективной системы защиты от копирования. Является логическим развитием интерфейса DVI-D, с которым полностью совместим.

Существуют специальные переходники, позволяющие соединять кабели DVI-HDMI. В отличие от DVI, новый тип интерфейса способен обеспечить передачу не только качественного видео формата FullHD, но и многоканального оцифрованного звука. Кроме того, HDMI отличается более высокой скоростью передачи данных, меньшим размером разъема, увеличенной длиной кабеля, передающего сигнал без искажения (до 15 метров), и длительной перспективой использования.

HDMI-разъемы бывают 3 видов:

  • Type A (19-пиновый);
  • Type B (29-пиновый);
  • Mini-HDMI (уменьшенный вариант Type A, используемый для подключения видеокамер).

RGB – интерфейс, принадлежащий к компонентным видам, который используется для подключения к телевизору различных источников видеосигнала (DVD- плееров, телевизионных декодеров, компьютеров, игровых приставок и подобных им).

В среде аналоговых интерфейсов RGB обеспечивает наиболее высокое качество передачи видеосигнала. Такой результат достигается за счет разбития стандартного RGB-сигнала на отдельные составляющие (цветоразностные сигналы Pb и Pr), а также сигналы синхронизации и уровня яркости (Y), каждая из компонент которого передается по отдельному кабелю.

В этом состоит принципиальное отличие компонентного интерфейса от композитного RCA (аудио-видео), в котором весь видеосигнал передается по одному кабелю, а звук по одному или двум дополнительным проводам (стерео или моно). Для передачи RGB-сигнала используются стандартные RCA-разъемы типа «тюльпан» или более экзотичные коаксиальные BNC-разъемы байонетного типа.

S-Video (Separate Video) – специальный интерфейс и соответствующий ему четырехконтактный mini-DIN разъем, позволяющий подключать к монитору источник аналогового видеосигнала. По качеству передаваемого изображения занимает промежуточное место между композитным и компонентным интерфейсом.

Более высокое качество передачи видеосигнала достигается его разделением на яркостную и цветовую составляющую, которые передаются по отдельным кабелям. Для сопряжения разъемов S-Video и RCA могут использоваться специальные переходники.

USB – универсальный разъем, предназначенный для соединения между собой различных современных цифровых мультимедийных устройств, в том числе и телевизоров. Существуют различные поколения USB, отличающиеся друг от друга скоростью передачи данных.

Современные телевизоры, оснащенные подобным типом интерфейса, позволяют подключать и демонстрировать мультимедийный контент, записанный на совместимых Flash-накопителях и внешних жестких дисках.

Проблемы с опознанием внешних устройств и проигрыванием контента могут быть вызваны недостаточным уровнем питания, которое подается через порт USB, а также форматом мультимедийных файлов, которые телевизор не распознает. В некоторых моделях недорогих телевизоров USB-порт используется исключительно в сервисных целях.

VGA – достаточно распространенный стандарт передачи аналогового видеосигнала на компьютерные мониторы и телевизионные панели при помощи 15-штырькового разъема или пятиразъемного BNC-кабеля. VGA принадлежит к компонентному типу интерфейсов, так как обеспечивает раздельную передачу составляющих видеосигнала (три цветоразностных сигнала, а также сигналы яркости и синхронизации), что обеспечивает достаточно высокое качество изображения.

На сегодняшний день стандарт VGA постепенно теряет свою популярность, будучи вытесняем более прогрессивными цифровыми интерфейсами HDMI, DVI и DisplayPort. Разработчики современной электронной аппаратуры уже заявили, что прекратят поддержку данного стандарта в 2015 году.

Интерфейс RS-232 – порт для последовательной передачи данных, который изначально был установлен на большинстве персональных компьютеров, а в последнее время им стали оснащаться современные телевизионные панели с большой диагональю.

Подключив к данному порту компьютер, пользователь может удаленно менять параметры работы телевизора (включать и выключать, менять характеристики изображения и звука, выбирать источник видеосигнала), не используя для этого традиционный пульт дистанционного управления. Подобные возможности могут быть востребованы в случае использования телевизора в качестве медиацентра или информационного табло в общественных местах. Предварительно на компьютере должно быть установлено специальное программное обеспечение.

В перспективе подобные возможности могут позволить использовать телевизор в качестве крупного экрана, выводящего информацию с компьютера, например: оригинального будильника, мультимедийной доски напоминаний, системы сигнализации и охраны дома, а также подобных им.

Аудио выход (стерео) – набор разъемов, позволяющих подключать к телевизору внешние звуковые аудиоустройства. Как правило, встроенные в телевизионную панель динамики не могут обеспечить высокое качество звучания, особенно от многоканального источника. Наличие в телевизоре гнезд аудиовыхода позволяет в определенной степени решить эту проблему, подключив к нему внешние стерео колонки.

Коаксиальный аудио вход и выход – наличие данных разъемов на телевизоре обеспечивает подключение к нему источников и приемников качественного цифрового аудиосигнала, например DVD-плееров или систем домашнего кинотеатра.

Цифровые интерфейсы отличаются способностью передавать аудиосигнал по одному кабелю практически без шумов и помех в многоканальном или стереофоническом формате. Подключение производится с помощью экранированного кабеля со штекерами RCA типа «тюльпан».

Компонентный видеовход и выход (YPbPr) – набор специальных разъемов на телевизорах и бытовых мультимедийных устройствах, обеспечивающих параллельную передачу различных составляющих (компонентов) видеосигнала по нескольким кабелям. Данный тип интерфейса поддерживается практически всей современной бытовой аппаратурой.

Видеосигнал делится на три составляющие (Pb, Pr и Y), каждая из которых передается по отдельному кабелю:

  • Цветоразностную Pb (разница между уровнем синего цвета и яркостью изображения);
  • Цветоразностную Pr (разница между уровнем красного цвета и яркостью изображения);
  • Уровня яркости изображения Y с импульсами синхронизации.

Благодаря раздельной передаче составляющих и их последующего смешивания, общий видеосигнал передается с меньшим уровнем искажений. Компонентный видеосигнал передается по коаксиальному кабелю, на концах которого находятся знакомые многим RCA-разъемы типа «тюльпан» или BNC.

Сам оптический аудиосигнал передается при помощи последовательности световых вспышек по специальному оптико-волоконному кабелю, который стоит намного дороже традиционного коаксиального. Оправданным будет использование оптико-волоконного кабеля в случае, если вы собираетесь передавать аудиосигнал на расстояние, превышающее 10 метров, а также используете звуковую аппаратуру класса Hi-Fi. Впрочем, большинство пользователей практически не могут различить качество многоканального звука, переданного по оптическому или коаксиальному кабелю.

AV-вход и выход – наиболее ранний способ подключения домашней видеоаппаратуры к телевизору. Принадлежит ккомпозитным интерфейсам, так как передача видео- и аудиосигнала происходит по двум отдельным кабелям, объединенным в пару.

Соединение телевизора с видеомагнитофоном или DVD-плеером производится при помощи кабеля RCA, концевые штекеры которого в народе называют «тюльпан». Понятно, что такой способ передачи сигнала не может удовлетворить современные требования к качеству изображения и звука из-за высоких потерь и низкой помехоустойчивости. Поэтому о передаче видео в формате HDTV в данном случае говорить не приходится.

AV-вход телевизора обеспечивает подключение к нему бытовой видеотехники для демонстрации на большом экране ранее записанных видеопрограмм, а AV-выход позволяет записывать на видеомагнитофоны и плееры передачи эфирного, спутникового или кабельного телевидения.

SCART – стандартизованный европейский интерфейс и многоштекерный разъем, используемый для коммутации между собой мультимедийных устройств (телевизоров, DVD-плееров, видеомагнитофонов и подобных им). Присутствует практически в каждом современном телевизоре, выпущенном для европейской зоны. Наличие 21-штекерного разъема позволяет качественно передавать весь набор видео- и аудиосигналов как в цифровом, так и аналоговом виде.

Данный интерфейс обеспечивает высокое качество передачи аудио- и видеосигнала практически без потерь, а наличие незанятых контактов обеспечивает перспективы дальнейшего развития этого стандарта.

Рад новому общению со своими читателями и сегодня мы с вами поговорим про старый, добрый RCA разъем. Для кого-то это будет ностальгия по первому опыту использования аудио-видео аппаратуры. Ну а более молодому поколению я поведаю, что же это за невиданная диковина, все еще встречающаяся на некоторых устройствах.

Для начала, по традиции, небольшой экскурс в историю радиоэлектроники.

В далеком 1940 возникла необходимость подключать фонографы к усилителям и известная до сих пор компания Radio Corporation of America (RCA) предложила использовать разъем в виде экранированного осевого контакта. Который в дальнейшем унаследовал такое же название и получил огромную популярность.

Кстати сам принцип, когда один из контактов выполняет роль наружной защиты, получил дальнейшее развитие и успешно используется в более современных коннекторах.

Предмет разговора

Теперь рассмотрим RCA разъем поближе и разберемся, что он из себя представляет. Для начала уделим внимание элементу, который вставляется (поэтому называется «папа») и размещается на самом кабеле. Поскольку используется двужильный провод то коннектор, соответственно состоит из 2-х контактов. Первый (основной) представляет собой штырь длиной 15 мм и диаметром 3.2 мм с округленной головкой (для удобного попадания в гнездо).

Он располагается внутри цилиндрического экранного контакта диаметром 8 мм, и выступает из него на 9 мм. Гнездо, именуемое, соответственно, «мама», сделано в виде втулки. Ее наружная часть – это экранный контакт, а внутри имеется отверстие для входа штыря.

В обеих половинках разъема пространство между центральным и наружным контактом заполняется диэлектрическим материалом. В недорогих моделях для этой цели применяется обычный пластик (полиэтилен), а в более дорогих вариациях – текстолитовые шайбы. Ну а в самом козырном исполнении – тефлон или керамика.

Физику процесса мы выяснили. Переходим к лирически-цветочной части нашего обзора. Это не просто литературный оборот, а намек на второе название RCA разъема, который в обиходе называют тюльпан. Очень точное образное попадание поскольку обычно используется три коннектора: один – для видео сигнала, два других – для стереозвука. Для их различия пластиковая оболочка каждого коннектора имеет свой строго определенный цвет:

  • Желтый – видео;
  • Красный – правый аудио канал;
  • Белый – левый звуковой канал;

Возьмите в руку кабель, на конце которого 3-и RCA штекера. Не правда ли очень напоминает букет тюльпанов?

До сих пор с этим никто не спорил.

Для звука 2 а для видео 1 штекер

Вы можете задать логичный вопрос. Как же так, для звука аж 2 коннектора, а для технологически более сложного видео – только один?

Дело в том, что в «желтом тюльпане» проходит композитный сигнал, совмещающий в себе всю информацию:

  • Яркость;
  • Цветность;
  • Гашение;
  • Строчную, кадровую и цветовую синхронизацию;

Но есть еще и синие и зеленые «тюльпаны». Это уже компонентные штекеры для передачи отдельных цветовых видеопотоков.

Популярность, способствующая совершенству

Поскольку мы перешли к таким сложным техническим подробностям, то пора поговорить и о технических аспектах использования RCA разъема.

Его основное назначение передача аналогово аудио-видео сигнала. И с этой задачей он блестяще справлялся до появления цифровых стандартов. В свое время тюльпаны были единственным способом соединения телевизоров с видеомагнитофонами или DVD проигрывателями.

Удобное соединение активно использовалось и в аудио аппаратуре и усилителях. Производители компьютерного железа даже делали такие выходы на звуковой карте.

А умельцы выполняли специальную РЦА распайку для подключения телевизоров в качестве монитора к ПК.

Со временем появилось множество промышленных кабелей и переходников, позволяющих подключать ТВ к более современным гаджетам. Например, с помощью кабеля RCA-mini jack можно было выдавать контент с некоторых смартфонов.

Сейчас RCA разъем можно еще встретить и на современных телевизорах или проекторах, рассчитанных на соединение с некоторыми видеовоспроизводящими устройствами. Однако на экранах с максимальным разрешением 4К и выше передача аналогового сигнала через RCA выглядит бессмысленно. Почему?

Да потому — что обычный композит (rca) умеет выводить максимум Full HD.

И поэтому производители отказываются от него в пользу более современных стандартов передачи информации.

Как вы поняли, дорогие мои читатели, эпоха RCA разъемов заканчивается. Но отдать им дань уважения все-таки необходимо. Надеюсь, что в вашем распоряжении будет более современная техника. А та, что с тюльпанами будет просто напоминать о быстротечном прогрессе технологий.

На этом прощаюсь и обещаю, что мы продолжим разговор о разных коннекторах.

До скорых встреч.

> Композитный вход

Композитный вход (CVBS)

Один из самых популярных входов во времена господства ЭЛТ-телевизоров .

В бытовой технике использует коаксиальный разъем типа RCA тюльпан »). Однако кабель, используемый в бытовых шнурах, может быть и не коаксиальным, что негативно сказывается на качестве изображения. В некоторых случаях производители телевизоров используют для композитного входа 4-контактный коаксиальный разъем mini-jack, а подключение кабеля с разъемами RCA осуществляется через специальный переходник.

На рисунке справа изображен кабель с 3 разъемами RCA, по желтому разъему передается композитный видеосигнал (иногда используется аббревиатура CVBS - Color, Video, Blank and Sync), состоящий из сигнала яркости, цветности, синхросигналов и гасящих импульсов. Белый разъем передает монофонический аудиосигнал или левый канал стерео, красный - правый канал стерео.

С помощью композитного входа могут быть подключены самые разные устройства - видеомагнитофоны VHS, DVD-плееры, игровые приставки, спутниковые ресиверы. Однако качество передаваемого видеосигнала оставляет желать лучшего. Во-первых, как и у большинства аналоговых разъемов, максимальное разрешение видеосигнала составляет 720х576. Т.е. видео высокой четкости по нему передавать нельзя. А во-вторых, реальное разрешение сигнала гораздо ниже, особенно это касается цветовой составляющей - цветовая четкость составляет в лучшем случае не более 150 ТВЛ.

В настоящее время существует огромное количество разнообразных видеостандартов и интерфейсов. Одни используются уже больше десятка лет, другие только входят в нашу подседневную жизнь и в этом разнообразии довольно легко запутаться. Это так же сложно, как неспециалисту разобраться в шаблоне для форума . В этой статье мы сделали небольшую подборку различных интерфейсов для передачи видеосигнала, а также распространенных видеоразъемов.

Надеемся, эта информация окажется для вас полезной.

Композитный видеовыход

Композитный видеовыход предназначен для передачи по одному проводу всех составляющих видеосигнала в смешанном виде.

Обычно композитный разъем представляет из себя желтое гнездо RCA, или универсальный универсальный разъем SCART. Для передачи композитного видеосигнала используется коаксиальный кабель с разъемами RCA ("тюльпан") на концах.

Композитный видеосигнал (composite video ) используется еще со времен господства видеокассет, но не способен передавать сигнал высокого качества. По этой причине в настоящее время он используется только в недорогой видеоаппаратуре, например, в телевизорах с небольшой диагональю экрана (14"-21").

Компонентный видеовыход

Компонентный видеосигнал еще называется цветоразностным. Он содержит сигнал яркости (Y) и два цветоразностных сигнала (U и V), которые определяются по формуле:

Y = 0.299R + 0.587G + 0.114B

Для вывода изображения используется чересстрочная (interlaced ) или прогрессивная (progressive ) развертка. Чересстрочная развертка применяется во всех существующих системах телевизионного вещания. Прогрессивная развертка применяется в современном телевизионном стандарте HDTV и в современных DVD-проигрывателях , так как позволяет получить более высокое качество изображения.

Для передачи такого видеосигнала используются три отдельных коаксиальных кабеля, на концах которых находятся разъемы RCA ("тюльпан") или разъемы BNC.

Видеовыход S-Video

Разъем S-Video обычно используется для вывода видеосигнала с видеокамер, ПК и игровых приставок на бытовые телевизоры и другую бытовую видеотехнику. Интерфейс S-Video использует две сигнальные линии - сигнал цветности (C) и сигнал яроксти (Y). При использовании в качестве источника сигнала DVD плеера или или спутникового ресивера и телевизора с диагональю от 25" этот интерфейс позволяет нолучить более качественное изображение, чем композитный видеосигнал.

Кабель для передачи этого видеосигнала содержит разъемы различных типов: 2 разъема BNC, 2 разъема RCA ("тюльпан"), 4-контактный разъем Mini DIN или универсальный разъем SCART.

Видеовыход RGB

Для передачи цветного изображения на ЭЛТ-монитор используются сигналы интенсивности каждого из цветов RGB, а также сигналы горизонтальной (H) и вертикальной (V) разверток. В сумме получается пять сигналов - RGBHV.

Для передачи сигнала RGB используют 5 коаксиальных кабелей, оснащенных разъемами BNC.

VGA видеовыход

В разъем VGA, кроме сигналов RGB и синхронизации, добавлены еще так называемые сигналы DDC для передачи информации между видеокартой и монитором. Кабель VGA подключается с помощью разъема D-Sub с 15 штырьками (его также называют D-Sub 15 pin).

DVI видеовыход

Цифровой видеовыход DVI применяется в основном в видеоадаптерах персональных компьютеров. Он обеспечивает передачу сигнала в цифровой форме непосредственно с видеоадаптера компьютера или ноутбука на проектор. При этом не используется промежуточное цифро-аналоговое изображение (как в стандарте S-Video или в композитном видеосигнале), что позволяет получать картинку более высокого качества.

На сегодняшнее время имеются две разновидности разъема DVI:

  • универсальный комбинированный разъем DVI-I . Он позволяет подключать как цифровые, так и аналоговые мониторы (при наличии переходника с DVI-I на 15-контактный VGA D-Sub);
  • полностью цифровой разъем DVI-D , к которому можно подключать только цифровые мониторы. Такой разъем отличается от разъема DVD-I отсутствием четырех отверстий (контактов) вокруг горизонтальной прорези. Как правило, такой интерфейс используется только в дешевых видеокартах.

Кроме того, разъемы DVI (DVI-I и DVI-D) имеют две разновидности разъема: Single Link и Dual Link , отличающиеся количеством контактов. При этом в Dual Link используются все 24 цифровых контакта, в то время как в Single Link - только 18. Single Link применяется в устройствах с разрешением до 1920x1080 (так называемое HDTV). Для больших разрешений используется уже Dual Link, позволяющий вдвое увеличивать количество выводимых пикселов.

Видеовыход HDMI

Интерфейс HDMI (High Definition Multimedia Interface ) предназначен для подключения к DVD плеерам, спутниковым ресиверам и видеоадаптерам персональных компьютеров современных телевизоров и домашних конотеатров. На сегодняшний день он является стандартом для передачи цифрового аудио и видео в несжатой форме.

HDMI – это полностью цифровой цифровой формат, позволяющий передавать не только видео высокого разрешения, но и множество цифровых аудиоканалов, используя только один кабель. Кабель HDMI при ширине спектра сигнала до 10 Гбит/с позволяет не только выводить видеосигнал высокого разрешения, но и одновременно с ним передавать до восьми каналов высококачественного аудиосигнала.

Интерфейс HDMI является дальнейшим развитием интерфейса DVI-D и полностью с ним совместим, но имеет более совершенные параметры.

В настоящее время имеются следующие виды HDMI разъемов:

  • Type A, имеющий 19 контактов и получивший наибольшее распространение.
  • Type B, имеющий 29 контактов. У него расширенный видео-канал, что позволяет передавать видеоинформацию с разрешением выше 1080p. В настоящее время этот разъем еще не слишком востребован.
  • mini HDMI разработан для использования видеокамерах и портативных устройствах. Он являюется вариацией разъема HDMI Type A, но обладает с уменьшенными размерами.

Необходимо обратить внимание, что кабель HDMI не может иметь длину более 15 м.

Если расположить все описанные выше видеостандарты в порядке возрастания качества видеосигнала, то мы получим:

  • композитный (composite video)
  • S-Video
  • компонентный (component video)

Статья подготовлена специально для сайта

Похожие публикации